Царицын павильон и остров в Петергофе

Царицын павильон в Петергофе

поделиться:

Царицын павильон расположен посреди Ольгиного пруда на Царицыном острове в Петергофе. Постройка расположена в окружении цветущего сада, украшенного мраморными скульптурами и фонтанами. Царицын павильон был создан по образцу одной из вилл Неаполя и подарен императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, в знак утешения после смерти одной из ее дочерей.


Карта

Царицын павильон на карте

Царицын павильон

увеличить карту


Режим работы Царицына павильона в 2024 году

Закрыто в зимний период (с 16 октября по 19 апреля).



Описание

Царицын павильон часто называли оазисом вкуса и роскоши. Здание представляет собой одноэтажную постройку с примыкающей к ней трехэтажной смотровой башней и напоминает собой древнеримский дом, найденный под пеплом при раскопках в Помпеи рядом с Неаполем.

Вход, расположенный с южной стороны, украшен двумя колоннами и античными канделябрами.

Главным украшением Царицына павильона являются мраморные скульптуры, большая часть которых установлена в живописном саду вокруг дома. Сохранившиеся статуи — это копии работ древнегреческих скульпторов, а также произведения искусства, созданные русскими, итальянскими и немецкими мастерами.

Сам павильон состоит из следующих помещений:

  • На первом этаже — атриум и экседра, гостиная и столовая, кабинет императрицы и буфетная
  • На втором этаже башни — кабинет императора
  • На третьем этаже — смотровая площадка.

Также павильон имеет внутренний садик и террасу. Войдя в здание с главного входа, Вы посетите следующие залы:

  • Центральное место в павильоне занимает атриум, то есть внутренний световой двор, выполненный по образцу древнеримского жилища. Эта часть итальянского дома была закрыта со всех сторон, а свет приникал через проем, сделанный в потолке. В середине атриума находился бассейн, в который стекала дождевая вода. В атриуме Царицына павильона бассейн имеет квадратную форму, в центре его установлен фонтан-ваза, а по углам — четыре серые мраморные колонны, поддерживающие кровлю. В прохладную погоду проем закрывался стеклянным куполом
  • Справа от внутреннего дворика располагался зал для отдыха, собраний и бесед — в Помпеи такое помещение называлось экседрой. В трех нишах этой комнаты установлены полукруглые синие диваны, а на постаменте — скульптура Психеи из белого каррарского мрамора, выполненная итальянским мастером Чинчинато Баруцци. Если в древнеримских домах в качестве стен и крыши экседры использовалась зелень, то из-за питерского климата зал ограждают стены с росписями неяркими красками, рисунки которых повторяют те, что были в Помпеи
  • Слева от атриума расположена самая большая комната — гостиная, на стенах которой можно увидеть тёмно-красные вертикальные филенки с изображением темных медальонов и грифонов — животных с телом льва и головой орла, являющихся символами власти. Пол украшает мозаика, а в центре зала установлены две мраморные колонны голубого цвета, разделяющие гостиную на две части
  • Из гостиной можно попасть в столовую, синие стены которой украшены восточным орнаментом. Пол покрыт подлинной помпейской мозаикой I века нашей эры, а обрамление его отделано полосами из мрамора и порфира
  • Кабинет императрицы Александры Федоровны имеет вытянутую форму, в полукруглой нише установлен диван, обитый сукном малинового цвета. Свод поддерживают две колонны, привезенные из Византии и покрытые мозаикой. В отличие от других залов пол кабинета покрыт наборным паркетом с растительным орнаментом
  • Из кабинета императрицы можно пройти во внутренний садик, а из него по внешней лестнице подняться в кабинет императора
  • Из кабинета Николая I винтовая лестница приведет гостей наверх — на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на сад и пруд.

Внутри помещений можно увидеть древнеантичные произведения искусства, среди которых сервизы и бюсты, а также необычный стол со столешницей, выполненной из кусочков старинных стеклянных сосудов.

История

Во времена Петра Первого место, где расположен Царицын павильон, было заболоченным, и только в начале XIX века начались работы по его благоустройству.

Царицын павильон сооружен в 1842–1844 годах по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, а созданием паркового ансамбля руководил садовый мастер Петр Эрлер.

Александра Федоровна хотела побывать в Италии и по ее желанию здесь был создан дом, напоминающий виллу древних Помпей, можно сказать, модель рая, о которой так мечтала императрица.

Строение использовалось ей для увеселительных целей: сюда она часто приезжала со свитой гостей, чтобы отдохнуть, выпить чая и посмотреть иллюминацию.

После революции в 1918 году в Царицыном павильоне был организован музей, работавший до 1933 года. В годы политических репрессий все коллекции были перенесены в кладовые Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны здание использовалось как наблюдательный пункт и почти не пострадало. Вместе с тем, часть коллекции была утрачена, а вся мебель сгорела во время пожара в Большом дворце в первые дни оккупации.

Во второй половине XX века Царицын павильон стоял пустым, но периодически его помещения проветривались, благодаря чему мозаичный пол, колонны и настенные рисунки сохранились.

В 2001–2005 годах проведены ремонтные работы в музее, также ремонтные работы проведены в 2014 году.


Осмотрев Царицын павильон, Вы сможете по понтонному мостику перейти на Ольгин остров и посетить Ольгин павильон.


Смотрите также

Фотографии

поделиться:

поделиться:

рейтинг: 5 голосов: 3




Фотографии




О сайте

Все материалы представлены на сайте в ознакомительных целях. Копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения материалов возможен только при наличии разрешения правообладателя.